Русская Православная Церковь неоднократно переживала вместе со своим народом все беды и тяготы военного времени. Страницы отечественной хроники наполнены примерами живого и действенного патриотизма духовенства и мирян – от славных деяний прп. Сергия Радонежского, великих благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского - до совместной деятельности Российского общества Красного креста и РПЦ в годы Первой мировой войны.
Новым этапом в истории РПЦ стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Предшествующие ей десятилетия явились одним из самых тяжелых периодов для верующих. Повсеместное закрытие храмов и монастырей, аресты мирян, расстрелы духовенства поставили Церковь практически в осадное положение, но не сломили истинно христианский дух.
«Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями», – с такими словами обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) к пастырям и пасомым в июне 1941 года. Послание владыки положило начало широкой патриотической деятельности Русской Православной Церкви.
Из архивных документов известно, что к началу 1940-х годов в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С 1937 года, после ареста епископа Ефрема (Ефремова), архиерейская кафедра фактически пустовала. Только в июне 1942 года для управления епархии был хиротонисан во епископа Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский, бывший наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры. Но поскольку Курская область находилась за пределами рейхскомиссариата, оккупационные власти не разрешили ему выехать в свой кафедральный город – он остался на оккупированной немцами Украине.
Ситуация меняется осенью 1942 года. 4 сентября состоялась знаменитая встреча Иосифа Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. На встрече было принято решение об избрании Патриарха, открытии духовных учебных заведений и согласовано решение о создании органа для взаимодействия Церкви с правительством.
Изменение политики в отношении религии вызвало бурную реакцию среди всех слоев населения. Естественно, служба госбезопасности немедленно отреагировала на «оживление народных масс» и провела настоящее социологическое исследование. Среди архивных документов ФСБ встречается любопытная докладная записка. Начальник УНКГБ по Курской области подполковник Аленцев от 8 сентября 1943 года сообщает: «Значительная часть населения высказывается положительно и одобряет действия правительства по отношению к религии».
Именно с этого момента начинается возрождение Курской епархии. Открываются храмы, начинают открыто совершаться службы. Известно, что на март 1943 года только на Старооскольской территории действовало 13 церквей, открытых, в том числе, и во время оккупации города. При каждом храме числилась община в 20 человек.
Следует сказать и о том, что немецкое командование просчиталось, надеясь найти в лице православных священников и мирян своих союзников. Основная масса верующих была верна своей Родине. Известен лишь один случай, когда во время богослужения в храме города Фатежа Курской области священник сказал, имея в виду красноармейцев: «Помолимся, чтобы не вернулись наши враги». После этих его слов все верующие покинули церковь.
Летом 1943 года, после освобождения области от фашистских захватчиков, на Курскую кафедру назначается епископ Питирим (Свиридов).
20 ноября 1943 года в старооскольской районной газете впервые появилась заметка, характеризующая РПЦ с положительной стороны. Еженедельник «Путь Октября» сообщал: «Верующие прихода Троицкой церкви радуются блестящим успехам славной Красной Армии на фронтах Отечественной войны. Для того чтобы быстрее разгромить оккупантов-фашистов, верующие сдали в фонд РККА 27326 рублей, 20 тысяч внесли на второй государственный военный заем, 1500 рублей на строительство танковой колонны «Димитрий Донской», 500 рублей - на третью денежно-вещевую лотерею».
Из архивных сведений известно, что к 1 января 1945 года наша епархия собрала для Красной Армии 4.6 млн рублей.
В период обороны в Курской битве верующие и большинство священнослужителей наравне со всем населением рыли окопы, строили железную дорогу, оборонительные заграждения, выращивали хлеб, на курских заводах чинили старое и изготавливали новое оружие для фронта. В августе 1944 года, руководствуясь постановлением Святейшего Синода, архиепископ Питирим распорядился начинать богослужение до начала полевых работ: «Хлеб – это тоже снаряды, которые разят врага. У кого больше хлеба, тот и будет победителем».
Через «Путь Октября» и другие районные газеты, в проповедях и беседах местное духовенство обращается к верующим с призывом пожертвовать на нужды обороны, на оказание помощи семьям военнослужащих и инвалидам войны. Повсеместно в храмах служатся молебны о даровании победы Красной Армии. Среди прихожан активно ведется подписка на военные займы.
В августе 1944 года в Курскую епархию поступило обращение Курского горвоенкомата и Совета жен и матерей офицеров с просьбой оказать поддержку созданному по их инициативе детскому саду «на 60 человек – детей офицеров, погибших и находящихся на фронте», чтобы обеспечить нормальные условия содержания. Епископ Курский Питирим (Свиридов) призвал паству поддержать это начинание: «Не допускайте, чтобы в тяжкие дни Отечественной войны в нашей стране осиротелые дети, отцы которых отдали свою жизнь за наш с вами покой, остались бы без призора». На нужды детского сада владыка лично пожертвовал 5000 рублей.
Высоко оценивает церковно-патриотическую работу Курской епархии уполномоченный Совета по делам РПЦ области Н. Ефремов. «В день православного праздника на Усекновение главы св. пророка Иоанна Крестителя во всех церквях после литургии совершались торжественные панихиды по павшим на поле брани красным воинам», – сообщает он в донесении Совету в сентябре 1944 года. Также известно, что «епископ совершил выезды в города Белгород, Льгов, Обоянь, где совершал благодарственные молебны о достижении победы нашей Красной Армии».
Весной 1945 года владыка Питирим, уже будучи архиепископом Курским и Белгородским, обратился к духовенству епархии с просьбой организовать сбор средств на подарки фронтовикам к 1 мая. Несмотря на светский повод, правящий архиерей призвал поддержать советских солдат в это нелегкое время: «Проводя на поле брани своих отцов, мужей, братьев и детей, народ проникнут желанием облегчить защитникам родной земли тяготы и лишения, неизбежные в боевой обстановке, усладить их суровую жизнь».
Сбор средств в пользу фронтовиков среди верующих не прекращался, даже когда над рейхстагом было водружено Знамя Победы. «Во имя грядущей окончательной победы мы, пастыри и пасомые Православной Церкви, вместе со всем советским народом должны напрячь все силы к тому, чтобы помочь Советскому Союзу скорее закончить войну с ненавистным врагом», – призывал в мае 1945 года архиепископ Питирим. От Курского свечного завода владыка внес на нужды армии 50 000 рублей.
В сентябре этого же года он призвал мирян последовать примеру рабочих, колхозников и ученых, отчисливших свой однодневный заработок на «патриотические нужды».
Соборно миряне и священнослужители епархии внесли значительный материальный вклад в Победу над врагом. Из доклада уполномоченного Совета по делам РПЦ Курской области Н. Ефремова мы узнаем, что с 1943 по 1945 годы на государственно-общественные цели по храмам епархии было собрано 5 435 085 рублей деньгами и сдано облигаций и займов на 34 200 рублей – огромная по тем временам сумма.
Несмотря на многие неприятные моменты, изменение в положении Русской Православной Церкви было весьма ощутимо. Проявилось оно не только в нормализации отношений с государством, но и в удивительном религиозном подъеме, захватившем буквально все слои населения. Значительно увеличился приток верующих в храмы, что привело к возрастанию церковных доходов. Это позволило настоятелям всерьез заняться ремонтом церковных зданий уже сразу после окончания войны. Так, в 1945 году по 21 благочинному округу Курской области на ремонт церквей затрачено 4 887 500 рублей, причем большую часть этих денег составили затраты городских церквей: 1 млн ушел на работы в Нижне-Троицком храме, 735 400 рублей – во Введенской церкви г. Курска
Многие клирики Курской епархии получили государственные награды. По сведениям уполномоченного Совета по делам РПЦ по Курской области В. Ефремова на 4 сентября 1946 года 9 православных священнослужителей из Курской области представлены к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В их числе – архиепископ Курский и Обоянский Питирим (14 июля 1943 г. – 13 января 1947 г.), под непосредственным руководством которого очень хорошо была организована патриотическая работа в церквах Курской области, благодаря чему ими с февраля 1943 по 1 июля 1946 собрано на нужды Красной Армии, помощь сиротам и раненым воинам более 5 800 тысяч рублей. Под руководством настоятеля церкви г. Дмитриева о. Димитрия Виноградского община заняла одно из первых мест по взносу пожертвований на военные нужды. В День Победы над Германией он внес на подарки Красной Армии 50 тыс. рублей.
Но главный вклад, который сделали члены Церкви – это непрестанная молитва за тех, кто не побоялся положить душу «за други своя» и храбро бился за каждую пядь родной земли.
На основании постановления Святейшего Синода архиепископ Курский и Белгородский Питирим постановил настоятелям всех храмов епархии совершать накануне дня Победы – 8 мая – поминовение павших воинов и «там, где есть возможность, узнать имена павших героев и внести их в церковный синодик на вечное поминовение».
Кроме того, одним из положительных и очень значимых для Курской Епархии результатов смягчения церковно-государственных отношений было возрождение крестного хода, до революции совершавшегося с Курской Коренной иконой Богородицы «Знамение». Поскольку подлинник святыни был увезен за рубеж во время гражданской войны, паломничество возродилось уже без иконы. Случилось это в 1944 году, в летнем шествии из Курска принимало участие не менее 2 000 человек. С каждым годом масштабы крестного хода увеличивались, в 1948 году он собрал около 14 тысяч человек. Такое массовое паломничество поддерживало приходскую активность в Свободинском, Курском, Золотухинском районах и привлекало паломников из разных областей страны: Белгородской, Орловской, Тульской, Московской, Харьковской.
Конечно же, изменение позиции по отношению к Русской Православной Церкви было продиктовано отнюдь не сентиментальными воспоминаниями Сталина, а холодным расчетом. Этому способствовали и внешнеполитические, и внутренние факторы. Иерархи РПЦ, скорее всего, прекрасно понимали преходящий характер изменений религиозной политики, но в тот момент важно было не упустить шанс и направить силы не только на борьбу с внешним врагом, но и на укрепление позиции Церкви. Действительно, спустя несколько лет после Победы религиозная ситуация в стране изменится в худшую сторону, однако именно Великая Отечественная война, священная, народная война помогла Церкви выжить в условиях воинствующего безбожия.
Кривоченко, Ю. Курская и Белгородская епархия в годы Великой Отечественной войны:
Молитва и труд ради общей Победы / Юлия Кривоченко. – Текст : электронный // Православное Осколье : сайт. – URL: http://stal-nevsky.ru/?p=15270
(дата обращения: 15.01.2020).
Макарова, Д. Ю. Изменение положения Русской православной церкви в советском союзе во время Великой Отечественной войны (на материалах Курской области) / Макарова Д. Ю. – Текст : электронный // Международный научно-исследовательский журнал : сайт. – URL: https://research-journal.org/hist/izmenenie-polozheniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-sovetskom-soyuze-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny-na-materialax-kurskoj-oblasti/
(дата обращения: 15.01.2020).