История курского края тесно связана с именем одного из самых известных святых 20 века, чье имя схимитрополитом Иувеналием включено в Собор святых земли Курской.
Один из величайших людей XX века, гениальный хирург и ученый, священник, епископ, ссыльный арестант. Все это - о святителе Луке Войно-Ясенецком. История его жизни — история двадцатого века нашей родины. Мучительная, полная гонений, арестов, ссылок. Принимавший безропотно пытки и оскорбления, проводивший операции в глухой сибирской деревне слесарными клещами. Прозорливый старец. За ним тысячи спасенных жизней, тысячи спасенных душ. То, что он перенес и то, что он сделал в своей жизни мы пока еще не можем оценить в полной мере.
В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России – от юга родины до самых крайних точек на севере страны, оказывая медицинскую помощь безвозмездно.
Сам свт. Лука говорил: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским – мужицким врачом, помогать бедным людям».
За опубликованные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» владыке присудили Сталинскую премию I степени с денежным вознаграждением. Его он пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в Отечественной войне.
Несколько лет жизни святого связаны с нашим курским краем.
В ноябре 1905 года Валентин Феликсович переехал в деревню Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где заведовал маленькой участковой больницей на 10 коек. Помимо этого, молодой врач принимал участие в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с его земством, в которое входило еще несколько сел и деревень: возвращение с воинской службы земских врачей, созыв съезда врачей, постройка заразных бараков в сельских больницах, посещение школ врачами. Ему также поручили устройство ясель в населенных пунктах и деревнях на его участке.
После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу оперировать.
«В маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской», — вспоминает свои будни святитель.
В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу следующий курьезный случай: «молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».
Сам святитель так подвел итог своей работы в любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил».
В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи. В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец – сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал Глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов...
Ни единожды бывший в заключении, владыка Лука, если передачи ему были разрешены, все продукты и деньги, до последнего, раздавал сокамерникам.
В ссылке, в районном центре Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска, главному врачу районной больницы с трудом удалось добиться для знаменитого хирурга разрешения работать «за белье и питание». Зарплату ему выписывали за счет пустовавшей ставки то ли санитарки, то ли прачки. Владыка едва ходил от слабости, и жители Мурты считали его дряхлым стариком. Жил он очень бедно, в крохотной комнатушке возле кухни, недоедал.
Но, будучи сам на грани нищеты святитель регулярно посылал деньги ссыльным архиереям и священникам.
В начале Великой Отечественной войны епископ Лука послал телеграмму Калинину с просьбой прервать ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу. «По окончании войны, — писал он, - готов вернуться в ссылку». Ответ пришел незамедлительно — приказано было перевести его в Красноярск. Владыку назначили консультантом всех госпиталей края и главным хирургом эвакогоспиталя, но оставили на положении ссыльного — дважды в неделю он обязан был отмечаться в милиции. Жил он в сырой холодной комнате и постоянно голодал — на госпитальной кухне профессора кормить не полагалось, а отоваривать карточки ему было некогда. Санитарки тайком оставляли для него кашу. В одном из писем той поры он писал, что «полюбил страдание, так удивительно очищающее душу»...
В Симферополе архиепископа поселили на втором этаже старого, давно не ремонтированного дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме были клопы, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал: на архиерейской кухне готовился обед на пятнадцать-двадцать человек. «Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию, - вспоминала племянница святителя. - Я каждый день варила большой котел, и его выгребали до дна. Вечером дядя спрашивал: «Сколько сегодня было за столом? Ты всех накормила? Всем хватило?» Сам он питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно - всегда ходил в чиненых рясах с прорванными локтями. Всякий раз, когда племянница предлагала сшить новую одежду, он говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов.
Владыка относился очень внимательно к нуждам клириков епархии. На съезде благочинных он поднимал вопрос о достойной оплате труда диаконов, псаломщиков и регентов; регулярно рассылал по приходам анкеты, в которых просил указать, какое жилье имеют члены клира, сколько за него платят и нужно ли ставить вопрос об улучшении жилищных условий. Он также интересовался, не претерпел ли кто из священнослужителей ущемления со стороны финансовых органов при обложении подоходным налогом. Святитель всегда приходил на помощь нуждающимся, несмотря даже на их недостоинство.
Вплоть до того времени, когда владыка совсем ослеп, он продолжал врачебную практику у себя дома. На дверях его было вывешено объявление, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. К нему стекалось большое количество больных, которых врачи признавали безнадежными, и многие из них потом с благодарностью вспоминали своего исцелителя.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский. – Текст : электронный // Суеверие. нет : [православный сайт о суевериях]. – URL: http://azbyka.ru/days/sv-luka-vojno-jaseneckij
(дата обращения: 15.01.2020)
Святитель и исповедник Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Текст : электронный // Храм во имя святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) : сайт. – URL: http://1.sv-luka.ru/2015/09/25/soobshhestvo-pravoslavnyx-vrachej-o-luke
(дата обращения: 15.01.2020)
Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Святой нашего времени. – Текст : электронный // Бутовский полигон – Русская Голгофа. Храм святых Новомучеников и Исповедников Росcийских в Бутове : сайт. – URL: http://www.martyr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=413:2013-06-11-19-39-16&catid=4:commonnews&Itemid=1
(дата обращения: 15.01.2020)