Историки именуют битву на Курской дуге завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Благодаря ей были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Восточная Украина, Смоленщина, а Италия вышла из войны. Битва длилась 50 дней: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Апогеем битвы стало танковое сражение под Прохоровкой 12 июля.
Что значила Курская битва с военной точки зрения? Во-первых, это сосредоточение максимума сил с обеих сторон – по миллиону бойцов, две тысячи танков с немецкой стороны, около трех тысяч танков с нашей, две тысячи с небольшим самолетов и у немцев, и у Красной Армии. Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля столкнулось 1200 машин с обеих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание.
Вспоминает участник танкового сражения герой Советского Союза Григорий Пенежко: «В памяти остались тяжелые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление: пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную. Помню капитана, который в каком-то исступлении забрался на броню подбитого немецкого «тигра» и бил автоматом по люку, чтобы «выкурить» оттуда гитлеровцев. Помню, как отважно действовал командир танковой роты Черторижский. Он подбил вражеский «тигр», но и сам был подбит. Выскочив из машины, танкисты потушили огонь. И снова пошли в бой».
Что это нам напоминает? Битвы средневековья, когда наши предки схватывались в рукопашную с жестоким и сильным врагом. Точнее – «скок свиньи» на Ледовом побоище 5 апреля 1242 года, когда тевтонские рыцари попытались расчленить войско Александра Невского, чтобы затем захватить Новгород. Битва на Чудском озере явилась судом Божиим.
Не случайно князь Александр перед боем сказал такие проникновенные слова: «Суди мне, Боже, и разсуди суд мой с народом нечестивым и помоги мне, как прадеду нашему Ярославу на окааннаго Святополка». И Бог услышал его молитву: автор жития говорит о невидимой ангельской помощи, которая поражала врагов русского войска. Ледовое побоище прообразовало последнюю битву Слова Божия и ангельских сил с воинством антихриста.
Это показывает, что благодать и милость Божия пребывала с благоверным князем Александром и русским народом. Как ровно через 700 лет она почила вновь на русском народе, который встретился с потомками тех самых крестоносцев, шедшими на Россию с немецким крестом и надписью: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Но Бог и в 1242, и в 1942–1943 годах оказался не с ними, а с нами. Немецкие танковые «свиньи» были остановлены под Прохоровкой, потеряв около 400 боевых машин. Всего на Курской огненной дуге было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тысяч человек, 1500 танков, 3 тысячи орудий и 3700 самолетов. Свершился над ними суд Божий. За что?
А вот за что. Приводим свидетельство Александра Верта из его знаменитой книги «Россия в войне 1941–1945 годов»: «У большого кирпичного здания орловской тюрьмы из рва выкапывали трупы. Издали они казались мягкими зеленовато-коричневыми тряпичными куклами – их складывали возле рва, откуда их извлекали. Два представителя советских властей сортировали черепа – некоторые были с пулевыми отверстиями в затылке, другие без таких отверстий. Из рва шел едкий, застоявшийся смрад. Выкопали 200 трупов, но, судя по длине и глубине рва, там находилось по крайней мере еще 5 тысяч трупов. Некоторые «образчики» были трупами женщин, но большинство – мужчин. Половину составляли советские военнопленные, умершие от голода и различных болезней. Остальные были солдаты или гражданские лица, которых убивали выстрелом в затылок. Казни совершались в 10 утра по вторникам и пятницам. Взвод гестаповцев, производивший расстрелы, методично появлялся в тюрьме два раза в неделю. Помимо этих, много других людей было убито в Орле. Некоторых публично вешали как «партизан» на городской площади».
Из 114 000 жителей Орла в городе осталось 30 000, остальные были либо убиты немцами, либо умерли от голода, либо были угнаны в Германию или бежали. Воистину «язык неподобный», народ нечестивый – те, кто это творили. И вечная память тем, кто спас нас от этих нечестивцев. И глубокая благодарность живым участникам тех славных событий. Тех подвигов, которые спасли мир.
Диакон Владимир Василик, 12 июля 2013 г.
Василик В. (диакон). Курская дуга как суд / Владимир Василик (диакон). – Текст : электронный // Православие.Ru : портал. – URL: https://pravoslavie.ru/62726.html
(дата обращения: 15.01.2020).