Летчик-герой Виталий Попков: «Будем жить!»

Знаменитого Маэстро - героя кинофильма «В бой идут одни старики», которого сыграл актер Леонид Быков, - знают все. Но немногим известно, что у этого киногероя был реальный прототип - летчик-ас Виталий Попков, боевая слава которого начиналась именно в небе над Курском.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи М. Хусточки о прославленном летчике. Мемориальная доска герою в Москве (Мосфильмовская улица, дом 11, корпус 2)

На Новодевичьем кладбище, на могиле у прославленного аса, героя-летчика Виталия Ивановича Попкова начертаны слова: «Будем жить!», памятные нам по фильму Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Кто-то скажет, что странно читать их на надгробье, однако этот оптимистичный посыл следует понимать как назидание потомкам, за жизнь которых бились на фронтах Великой Отечественной — «на земле, в небесах и на море» — наши прославленные и безымянные герои. Надгробье В. И. Попкова на Новодевичьем кладбище

К дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Попкову эта афористичная фраза и сам знаменитый фильм Л. Быкова имеют непосредственное отношение, поскольку летчик был одним из прототипов при написании сценария фильма — и как воздушный боевой виртуоз, и как участник «поющей эскадрильи». С автором фильма «В бой идут одни старики», актером и режиссером Л. Быковым В. Попков, по его словам, встречался дважды — в 1969 году, во время отдыха под Будапештом, но прежде, как напомнил ему Быков, еще в 1944 году (!) под Краматорском, при освобождении Украины. В то время юный артист выступал перед авиационным полком в детском ансамбле. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление в сознании молодого Леонида.

В статье «Один из поющей эскадрильи», рассказывающей о разыскании летчика Быковского, служившего в том «поющем коллективе», дан такой комментарий: «Вот она на фото, поющая эскадрилья. Такие вот «старики»... Гвардии капитан Лавейкин, вверху, чернявый, сержант Попков, впоследствии генералы и Герои Советского Союза — красивый парень рядом с Лавейкиным — сержант Быковский. Да все они герои и красавцы-парни…» На снимке мы видим и В. Попкова, тогда еще сержанта. Факт, что сержант командовал эскадрильей, удивит через годы и режиссера Л. Быкова. Но дело в том, что юноши выпуска 1941 года, прошедшие авиамодельные кружки и летные школы, обучались по сокращенной программе и лейтенантское звание им поначалу «не полагалось».

Это была весна 1943-го. «Поющая» эскадрилья 2 АЭ 5 ГИАП в 1943 г. Виталий Попков — один из немногих людей, кому суждено было увидеть памятник самому себе. Бронзовый бюст был поставлен ему в 1953 году как дважды Герою Советского Союза по существовавшей в СССР традиции на его малой родине. В данном случае — в Москве, на Самотечной площади. Рассказывают, что однажды, когда ветераны собрались в сквере у памятника по какому-то юбилейному поводу и по-фронтовому разлили «по 100 грамм», нагрянул милиционер. И сильно удивился, когда в одном из «нарушителей правопорядка» узнал увековеченного в бронзе летчика.

* * *

 Бюст В. И. Попкова в Москве на пл. Самотечной. Скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Л. Г. Голубовский

Виталий Попков родился 1 мая 1922 года в Москве. Не на Украине. Но отважно сражался за ее чистое небо. На наш взгляд, воевал столь ярко, что вполне достоин занимать почетное место в ряду дважды Героев Советского Союза, которым сейчас устанавливаются бюсты на Аллее Славы в Киеве.

Как вообще становятся воздушными асами? Как многие мальчишки, подросток был впечатлен кинофильмом «Истребители» с М. Бернесом в главной роли. Краснопресненский авиамодельный кружок Виталий стал посещать с 8 лет! А через два года его родители уехали на 4 года в командировку в Тегеран, и он оказался в специнтернате Совета Министров СССР в Гаграх, где организовал кружок авиамоделирования. Из набора деталей, подаренного Наркомом тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, собрал с друзьями планер и с помощью катапульты запустил его над морем, впервые поднявшись в небо, парил шесть часов.

По окончании московской школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района Попков был направлен в Чугуевское военное училище. Чугуевский выпуск 1941-го даст стране 59 Героев Советского Союза! — будущие Герои Лавриненков, Лихолетов, Кустов, Шишкань... 8 дважды Героев! — Попков, Ворожейкин, Грицевец, Боровых и др. и трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба!

В первые дни войны учебная эскадрилья Попкова, где он служил инструктором, была переведена в Батайскую авиашколу, а затем - в азербайджанский город Евлах. 24 октября 1941 года, после пяти или шести рапортов, Попков был направлен на фронт, под Москву, в 128-й ближнеразведывательный полк. Затем, весной 1942 года, по личной просьбе был переведен в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк (207-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия) на Юго-Западный фронт.

Свою первую победу в небе В. Попков, летая в подсменку с командиром эскадрильи Героем Советского Союза В. Ефремовым, одержал в начале июня 1942 года, сбив на ЛаГГ-3 бомбардировщик Дорнье-217. По воспоминаниям самого летчика, в самолет он вскочил в фартуке, в котором чистил картошку, поскольку отбывал на кухне наряд за лихачество в воздухе. В это время на наш аэродром налетел бомбардировщик врага в сопровождении двух прикрывавших «мессеров». В. Попков вспоминал: ««Дорнье» я сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолет для меня — все равно, что плюнуть. Командир полка кричит: «Что же ты тогда еще и «мессеров» не прихватил?!» В ответ я возьми да и ляпни: «Так вы, товарищ командир, своим нижним бельем мне всех фрицев распугали!» Этот эпизод был отражен в истории с «Кузнечиком» в кинофильме «В бой идут одни старики».

В боях под Ржевом Попков сбил 5 самолетов. Самым трудным своим поединком в жизни он считал получасовой (!) бой того периода с полковником Иоганном Генном, одним из лучших летчиков Люфтваффе. Немца он сбил, но сам оказался подбит другим «мессером» и выпрыгнул с загоревшимся парашютом. Его спасло лишь падение в болото. В госпитале Попкову тогда сделали шесть пластических операций. В одной из схваток он был подбит, закрыв своей машиной самолет комэска.  В. Попков перед боевым вылетом

Дар Попкова был воистину от Бога. «Под Сталинградом 26 августа 1942 года, — вспоминал Попков, — я выиграл воздушный поединок у Германа Графа (9-й ас Люфтваффе, 212 заявленных побед). Потом он провел несколько лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убежденным антифашистом, значительно позже даже баллотировался в бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот, он согласился со мной, что «по честному», в «рыцарских поединках», он не сбил бы и десятой доли того, что есть на его счету...»

В июле 1943 года в боях под Харьковом Попков одержал свою 25-ю победу уже на новом истребителе Ла-5. Поверженным противником оказался немецкий ас из 52-й истребительной эскадры Вильгельм Батц, летавший на раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, желтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен. После войны они встретились. Попков напомнил Батцу о бое возле украинского совхоза «Динамо». А тот «распсиховался и выскочил из здания». Только после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о том, что русский ас напугал аса Люфтваффе, Батц нашел возможность извиниться, даже книгу свою подарил. «Я прочитал ее — поднаврал он там много. Бог ему судья...»

* * *

Дар от Бога… Во время Сталинградской битвы Попкову на ПО-2 удалось слетать к своим глубоко верующим бабушке и дедушке в д. Бутурлиновку Воронежской области. Самолет сел возле деревенского храма во время службы, и батюшка затем провел полный чин освящения боевой машины, сказав напоследок, что теперь летчика ни одна пуля не заденет, и даже если машину собьют, он останется жив.

В боевой характеристике Попкова значилось: «Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток. Первую правительственную награду, орден Ленина, Попков получил 28.08.1942 за первый сбитый самолет противника. Вторую награду — орден Отечественной войны 1-й степени — 23.05.1943 за 4 сбитых самолета. Третью награду — орден Красного Знамени — получил 30.07.1943 за 5 сбитых самолетов. Четвертую награду — орден Александра Невского — получил 17.08.1943 за 14 сбитых самолетов противника…»

8 сентября 1943 года, в дни сражения за Донбасс, Попкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Участвовал Попков и в тяжелых сражениях под Орлом и Белгородом в дни Курской битвы. В одном из боев фашистская авиационная армада была рассеяна на подходе к нашему аэродрому, противник потерял 10 машин и сбросил бомбы куда попало. За тот бой командующий фронтом Р. Я. Малиновский отметил летчиков в специальном приказе. Попков и Семенов, сбившие по 2 вражеских самолета, были награждены именными часами.

В судьбе Попкова немало поразительных ратных событий. И поединок 23 июля 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набирая в бою преимущество, он сбил подряд 2 истребителя новой модификации Ме-109G-2. И схватка под Львовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым А. Пчелкиным (387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы) уже с опустевшим боезапасом сумел вырваться из клещей восьмерки немецких истребителей.

* * *

В конце августа 1943 года боевой счет 5-го Гвардейского истребительного авиаполка подходил к 500. В боях на правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков увеличил личный боевой счет до 30 сбитых вражеских самолетов. 6 марта 1944 года состоялась торжественная (у развернутого Боевого Знамени) передача летчикам 5-го Гвардейского истребительного авиаполка эскадрильи самолетов, построенных на средства комсомольцев. Сразу после митинга Попков повел в бой эти самолеты — с надписью на борту «Комсомолец Дальстроя».

5-й Гвардейский авиационный истребительный полк прекрасно показал себя и в последующих операциях 1-го Украинского фронта — при прорыве обороны противника на Сандомирском плацдарме и в дальнейших наступательных действиях за Одером. Командир эскадрильи В. Попков

Во время Великой Отечественной войны Попкову привелось участвовать в битвах под Москвой и Сталинградом, сражаться на Калининском, Донском, Юго-Западном, Степном, 1-м и 3-м Украинских фронтах. В среде фронтовых авиаторов Попкова называли по-разному: «рыцарем воздуха», «асом высшего класса», «неуловимым». На боевом счету Попкова числилось наибольшее в полку количество сбитых вражеских самолетов.

Войну летчик закончил в Праге, 12 мая 1945 года. Ему было всего лишь 23 года!

В. Попков был участником Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве, а 27 июня был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

В эскадрилье Попкова из четырнадцати летчиков одиннадцать стали Героями Советского Союза!

К концу войны, по официальным данным, командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия 2-го Гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта) гвардии капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов.

38 раз ходил на штурм вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. Провел 117 воздушных боев, последний самолет сбил 1 мая 1945 года — над Берлином. Гвардии капитан Герой Советского Союза В.И. Попков после тарана самолета противника. 1945 г.

На его счету был даже воздушный таран Ju-88, тоже весной 1945 года. Как потом оценивал свой поступок сам герой, «из озорства… горяч был, вот и сбил его просто на спор», потому что хотел доказать: для аса таран — дело нехитрое, чуть искуснее действуй и таран не нужен». «На следующий день у всех на глазах я рубанул вражеский самолет по хвосту, — вспоминал Попков. — Тот сразу вошел в штопор и упал. А я еле живой, весь в крови, сумел все-таки сесть на своем аэродроме. Докладываю командиру полка, что, мол, сбил немецкий самолет тараном. Интересные слова я услышал от дважды Героя Советского Союза полковника Василия Александровича Зайцева... Тот самолет мне в воспитательных целях не засчитали. Так что мой официальный счет воздушных побед ниже фактического. Но к кому тут предъявишь претензии? Теперь-то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство».

Весной 2005 года, накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, в передаче телеканала «Культура» В. И. Попков сам назвал число лично сбитых им самолетов: 42 (с учетом протараненного «Юнкерса») и еще 13 самолетов «срубил в групповых боях». То есть, сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Курска, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера, наш отважный ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка!

Михаил Хусточка

Хусточка, М. Летчик-герой Виталий Попков: «Будем жить!» / Михаил Хусточка. – Текст : электронный // Одна Родина : информационно-аналитическое издание : сайт. – URL: https://odnarodyna.org/content/lyotchik-geroy-vitaliy-popkov-budem-zhit
(дата обращения: 15.01.2020)