пронес исключительное чувство Христа,
какую-то иступленную любовь к лику Христа.
Николай Бердяев, русский философ и публицист.
Литература в России всегда влияла на жизнь народа, была инструментом воздействия на сознание людей. Она побуждала к самостоятельному мышлению, оказывала большое влияние на формирование национального самосознания.
Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель, один из тех, чье творчество увлекало умы современников и не перестает будоражить воображение читателей сегодня. Творения классика переведены на разные языки. На их основе поставлены сотни пьес и экранизаций. Ему установлены памятники и мемориальные доски во всем мире.
Отношение писателя к религии, к вере потрясает своей глубиной. Понятия добродетели и греха, кротости и гордыни, добра и зла, любви и ненависти – вот то, что интересует Достоевского. В его произведениях огромное место занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Но использование библейских мифов и образов – не самоцель для писателя. Они служили иллюстрациями для размышлений Достоевского о трагических судьбах мира и России как части этого мира. Достоевский много думал и писал о путях, ведущих к оздоровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию в нашей стране. Залогом возрождения России он считал обращение ко Христу:
Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.
Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе, пронизывает все его произведения. В них возрождение человека происходит не под влиянием некоего внешнего мистического чуда, а благодаря глубинной вере во Христа.
Можно сказать, что Достоевский изменил представления о литературе и о человеке. Ни один писатель во всем мире не оказал такое сильное влияние на читателя, как Федор Достоевский, раскрывший в своих произведениях глубину внутреннего мира человека, его терзания и поиск Бога.
Более 200 лет произведения писателя не теряли своей актуальности, они важны для современных читателей не меньше, чем волновали современников Достоевского, поскольку рассказывают не о сиюминутном, а о том, что для человека в веке позапрошлом и веке нынешнем одинаково важно.
По словам философа Николая Бердяева, «в Достоевском достигает вершины русская литература».
Достоевский был признан «гением, провидцем и пророком России» еще при жизни. Пожалуй, ни о ком из русских писателей такого сказано не было.
Слово «пророк» вообще очень часто звучало и звучит по отношению к писателю как в XIX-XX веках, так и в наши дни.
Философ, богослов, поэт, памфлетист и литературный критик Владимир Соловьев называл Достоевского «пророком», даже – «пророком Божиим».
Павел Третьяков, российский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства, писал: «Это, помимо великого писателя, был глубоко русский человек, пламенно чтивший свое отечество, несмотря на все его язвы. Это был не только апостол … это был пророк, это был всему доброму учитель, эта была наша общественная совесть».
Святой преподобный Иустин (Попович), архимандрит Сербской Православной Церкви, считал, что «Достоевский – пророк, ибо он всечеловек. Всю свою жизнь он пророчествовал о Богочеловеке и о преображении человека с помощью Богочеловека. Как пророк и ясновидец, он всечеловеческое зло и человеческое добро свел к их праистокам: зло – к диаволу, добро – к Богу. В полной своей личности он – и пророк, и мученик, и апостол, и поэт, и философ. Он принадлежит всем мирам и всем людям, ибо он, как всечеловек, необъятен и неисчерпаем».
Немецкий писатель Герман Гессе вообще полагал, что «Достоевский… стоит уже по ту сторону искусства», что, будучи великим художником, он был им все-таки «лишь попутно», ибо он, прежде всего, – «пророк, угадавший исторические судьбы человечества»…
Поэт Иннокентий Анненский посвятил Достоевскому такие строки:
В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, —
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем.
«Не будем называть их романами, – писал австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг о творениях Достоевского, – не будем применять к ним эпическую мерку: они давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки… Достоевский… больше, чем поэт, – это – духовное понятие, которое вновь и вновь будет подвергаться истолкованию и осмыслению»…
Иосиф Бродский, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, считал, что «Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее – это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский».
Очень характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее отчаянному богоборцу философу Фридриху Ницше. Он сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского.
В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist» («Антихрист. Проклятие христианству»), озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно Христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».
6 июня 1880 г. состоялось открытие памятника А. С. Пушкину, в котором принял участие Достоевский, а вечером на празднике в Благородном собрании он читал сцену Пимена из трагедии Пушкина «Борис Годунов».
Первое заседание Общества любителей российской словесности состоялось на следующий день, после которого, за обедом, Достоевский произнёс краткое слово. На втором же публичном заседании Общества любителей российской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине.
Именно после прочтения этой речи его стали называть «гением и пророком» не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты:
«Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» — говорили они мне оба», – вспоминал Федор Михайлович.
Но подлинным общенациональным признанием его пророческой стези стали похороны писателя. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», — недоумевал их очевидец, русский военный инженер, журналист, критик, поэт и прозаик генерал-майор Владимир Карлович Петерсен.
Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие.
Евангельские мотивы буквально «пронизывают» все творчество Достоевского. А Книга книг – Евангелие – стала для писателя насущной и необходимой на многие годы.
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира, и человека, и характеров человеческих; и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю Книгу сию! Гибель народу без Слова Божьего, ибо жаждет душа Его Слова и всякого прекрасного восприятия», – пишет он в «Братьях Карамазовых».
Фёдор Михайлович — один из немногих писателей, кто строил здание своего художественного творчества на Евангелии.
В 2023 году исполняется 200 лет со дня выхода в свет, стараниями Российского Библейского Общества, первого издания Евангелия на русском языке.
Один из экземпляров этого издания был подарен женами декабристов – Жозефиной Муравьевой, Полиной Анненковой и Натальей Фонвизиной – Ф. М. Достоевскому в 1850 году в Тобольске, по дороге в омскую каторгу.
В 2010 году в Москве было выпущено факсимильное издание Евангелия Достоевского.
Один из экземпляров этого факсимильного издания находится в отделе Редкого фонда Курской областной универсальной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева.