Сериал «Евангелие Достоевского» снят к 200-летию со дня рождения Достоевского студией «Неофит».
Автор и ведущий — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. (С июля 2022 года – Митрополит Будапештский и Венгерский).
Цитаты из Достоевского озвучивает Евгений Миронов, цитаты из воспоминаний жены писателя — Чулпан Хаматова. Закадровый текст читает Владимир Спиваков. Продюсер сериала — главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков.
Документальные фильмы сняты в местах, связанных с жизнью Достоевского и героев его романов: в Москве, Санкт-Петербурге, Павловске, Тобольске, Твери, Женеве, Старой Руссе, Оптиной пустыни.
В фильме первом — «Преступление и наказание» — рассказывается о детстве и юности писателя, о годах его учебы и о том, как под влиянием Белинского он увлекся социалистическими идеями, что едва не стоило ему жизни. После того, как смертный приговор был заменен на каторжные работы, он прибыл в Тобольский острог, и здесь Наталия Фонвизина подарила ему Евангелие. «Достоевский не расставался с этой книгой ни на каторге, ни в последующие годы, — рассказывает ведущий фильма. — Она была не просто его настольной книгой, она была книгой всей его жизни. Достоевского невозможно понять без понимания той исключительной роли, которую сыграло Евангелие в его творчестве и жизни».
Фильм посвящен тому, как Евангелие отражено в жизни писателя и в жизни героев романа «Преступление и наказание».
Второй фильм посвящен роману «Идиот». Автор фильма показывает, как через образ князя Мышкина Достоевский пытается приблизиться к пониманию образа Христа. «Главная мысль романа, — писал Достоевский, — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете… На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица… есть бесконечное чудо».
В фильме рассказывается о том, как Достоевский работал над романом, о пребывании писателя в Швейцарии, о влиянии на него живописи, проводится сравнение между Достоевским и Толстым, подробно рассказывается об основных действующих лицах и сюжетных линиях романа.
Третий фильм посвящен роману «Бесы». Он начинается с рассказа о том, какое влияние на Достоевского оказал Пушкин. Сюжетная канва романа исследуется в контексте процессов, происходивших в российском обществе времен Достоевского. Особое внимание уделено образу затворника Тихона, прототипом которого был святитель Тихон Задонский.
Четвертый фильм – «Братья Карамазовы» – посвящен одноименному роману Достоевского, в котором его христианское мировоззрение раскрылось с наибольшей полнотой. Особое влияние на писателя оказал преподобный Амвросий Оптинский, ставший прототипом старца Зосимы. В фильме рассказывается о поездке Достоевского в Оптину пустынь, проводится сравнение между Достоевским и Лесковым, рассматриваются ключевые темы романа-эпопеи, ставшего вершиной творчества Достоевского.
Заключительный раздел фильма посвящен последним дням и часам земной жизни писателя.
«У Достоевского была мечта, — говорит митрополит Иларион в завершение сериала. — Она выражена в одной из его записных книжек середины 1870-х годов: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается, трудно предугадать, но оно будет. Я верую, что это царство совершится… И пребудет всеобщее царство мысли и света, и будет у нас в России, может, скорее, чем где-нибудь». Достоевскому не суждено было увидеть, как сбудется эта мечта. То, что происходило на его глазах, свидетельствовало, скорее, об обратном: об отходе от Христа значительной части русских людей, об их увлечении нигилистическими и социалистическими идеями. Как подлинный пророк он предостерегал, бил в набат. И не уставал напоминать о том, в чем видел спасение России: о сияющем образе Христа, о Его пресветлом лике, Его чудесной и чудотворной красоте».